ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА. ЧАСТЬ1.

 

(Оперантное обусловливание. Концепция АВС.)

Прежде чем начать разговор о принципах АВА, мне хотелось бы определиться, ч т о мы будем понимать под термином «принцип». Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой определяет «принцип»,  как  «основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». Соответственно, чтобы определить принцип АВА, необходимо выяснить, что именно является исходным положением АВА. Исходным положением АВА, согласно предыдущей статье, является теория оперантного обусловливания.  Согласно этой теории, любое действие, которое помогает нам в достижении цели, скорее всего будет нами использовано повторно в подобной же ситуации, при попытке достичь подобной же цели. Приведу ряд примеров:

Пример 1: Вы подходите к автомату с газированной водой, бросаете монету и наполняете стакан.  В данном примере ваше действие «бросание монеты» приводит к достижению вашей цели. Согласно теории Скиннера, вы, скорее всего (не обязательно, а скорее всего !) в следующий раз  поступите так же, если захотите напиться воды.

Вы скажете, что пример не убедителен, хотя бы потому, что вы знакомы с принципом «монета-вода» с детства. Поэтому давайте рассмотрим другой пример.

Пример 2: Каждый день, выходя из метро, вы проходите мимо автомата с красной и синей кнопкой. Под давлением людей, идущих за вами, вы успеваете нажать только одну кнопку. В первый день вы нажали красную кнопку и автомат «выдал» вам пятидесятирублевую купюру. На следующий день вы нажали синюю кнопку и автомат «выдал» вам десятирублевую купюру. Кнопку к а к о г о цвета вы, скорее всего, нажмете, проходя мимо автомата, на третий день? А на четвертый? А теперь перечитайте исходное положение АВА (принцип), выделенный курсивом в первом абзаце настоящей статьи.

Теперь я предлагаю рассмотреть пример из школьной практики.

Пример 3: Ученик Л. постукивает линейкой по парте, не реагирует на замечания учителя, и в итоге — выставлен за дверь. Как вы думаете, что сделает ученик Л. скорее всего в следующий раз, когда захочет избежать нежелаемого опроса домашнего задания? Правильно, он снова постарается вести себя так, чтобы учитель удалил его с урока. И, скорее всего, ему это удастся. Он избежит нежалаемого участия в опросе домашнего задания, и поможет ему в этом, кто бы, вы думали? Правильно, учитель.

Я вернусь к этому примеру позже, когда буду говорить о функциях поведения.

Следующий принцип, на котором «стоит» наука АВА – концепция АВС (эй-би-си). «А» — антецедент (antecedent), «В» — поведение (behaviour), «С» — последствие (consequence).

Антецедент

Поведение

Последствие

 

Позвольте мне повторить, что мы имеем ввиду, когда говорим  «поведение» с точки зрения АВА.  Поведение (реакция/ответ) – это любое действие, которое доступно для непосредственного наблюдения и измерения. Пример: Будильник звонит, вы встаете, идете в кухню, готовите вкусный кофе. Второй пример: Ученица К. во время большой перемены разворачивается и уходит под одобряющие взгляды одноклассников каждый раз, когда дежурный учитель делает ей замечание. Поведение в первом случае: встаете и идете, готовите кофе; во втором случае- разворачивается и уходит.

Антецедент –это событие или явление, присутствующее в окружающей среде непосредственно перед проявлением поведения, но не всегда являющееся его причиной, хотя определенный антецедент может вызывать определенное поведение. В вышеприведенном, первом, примере антецедент – звонок будильника; во втором — замечание учителя. Заметьте, ни звонок на перемену, ни сама перемена, ни появление дежурного учителя антецедентами не являются. Рассматриваемое поведение не случилось только потому, что прозвенел звонок. Начало перемены никак не связано с поведением ученицы. Появление дежурного учителя могло бы остаться не замеченным ученицей, если бы не сказанное вслух замечание. Именно замечание вызвало рассматриваемое поведение. Хотя, напоминаю, антецедент не является причиной поведения; его присутствие увеличивает вероятность того, что поведение произойдет, потому что данное поведение привело к успеху (успешному, для данной личности, последствию) в прошлом.

Последствие-это то, что происходит сразу после проявления поведения и может осуществлять контроль на рассматриваемым поведением. Последствием в приведенном выше, первом,  примере является вкусный кофе. Во втором — уклонение ученицы К. от «нравоучений» дежурного учителя и «признание» одноклассников. Каким образом последствие осуществляет контроль над поведением? Вкусный горячий кофе «скрасит» процесс пробуждения, «сделает» пробуждение менее неприятным. Согласно теории оперантного обусловливания, ученица К. поступит точно так же в подобной ситуации, когда захочет избежать «нравоучений»и почувствовать себя «героем дня». Другими словами, приятное последствие продиктует повторение рассматриваемого в этих примерах поведения. Последствие контролирует поведение.

Познакомившись с принципом АВС, мы можем перейти к самому интересному, к вопросу о модификации поведения. Как упоминалось раньше, модификация – это манипулирование предметами и событиями в окружающей среде. Но сейчас, когда мы знакомы с терминами антецедент  «А» и последствие «С», наше определение будет звучать более корректно с профессиональной точки зрения. Модификация поведения «В»  предполагает манипулирование антецедентом «А» и последствием «С».

Прежде, чем я продолжу, мне хотелось бы остановиться на определении слова «манипуляция». Я всегда стараюсь быть осторожной и предельно конкретной, когда речь заходит о манипуляциях. Дело в том, что в русском языке, а точнее в нашем повседневном общении,   слово «манипуляция» имеет несколько негативный оттенок. Поэтому я приведу определение этого слова, взятое мною из Словаря русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой:

МАНИПУЛЯ́ЦИЯ, -и, ж.

1. Сложный прием, сложное действие над чем-л. при работе руками. || обычно мн. ч. (манипуля́ции, —ий). Вообще ряд действий, движений (преимущественно руками), совершаемых с определенной целью. Надо выверить шагомер, взять обратный азимут —. Когда я кончил проделывать все манипуляции, я вдруг вспомнил, что забыл на биваке барометр. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. — Скажи, помру я? — спросил он доктора. Доктор 227 ничего не ответил, проделал все обычные манипуляции, велел греть ноги, пить морковный сок. С. Никитин, Старики.

2. Цирк. Показ фокусов, основанных на ловкости рук, на быстроте и точности движений кистей и пальцев.

3. перен. Разг. пренебр. Ловкая проделка, махинация.

4. Тех. Действие манипулятора (в 3 знач.). Искусственные руки откроют человеку доступ в опасные зоны атомных установок, позволят непосредственно осуществлять манипуляции в ядерном реакторе. Литинецкий, Беседы о бионике.

 

Выделенное мною предложение  в определении под номером один: « Вообще ряд действий, движений, совершаемых с определенной целью» — это то, что я имею ввиду, когда говорю о манипуляции антецедентом и последствиями. Разговор о манипулировании (использовании манипуляций) требует тактичного отношения, и я вернусь к этому разговору в шестой статье «Этические и моральные нормы, которые я должен знать и, следовать которым должен,  как учитель и как гражданин».

Итак, вернемся к модификации поведения. Манипуляции антецедентом и последствиями ведут к изменению поведения. Я приведу два примера.

Пример1(манипуляция антецедентом):

 Вы решаете не есть картофельные чипсы, но каждый раз, проходя мимо киоска, вы останавливаетесь и покупаете пакет, обещая себе, что это было в последний раз.

Анализ:

Антецедент: наличие в кармане денег и наличие на вашем пути киоска с чипсами. Поведение: вы покупаете чипсы.                                                                               Последствие : наслаждение вкусом чипсов (последствие контролирует ваше поведение, и в следующий раз вы снова покупаете чипсы).

Решение:

Вы решаете не носить деньги в кармане и меняете ежедневный маршрут, стараясь избежать на пути любых киосков. Ваше поведение меняется: вы не покупаете чипсы. Последствия: вы довольны и горды собой. Желаемое последствие «усиливает» ваше поведение, увеличивая вероятность того, что оно будет частым/постоянным.

Пример2: (манипуляция последствием)

Ученица К. во время большой перемены разворачивается и уходит под одобряющие взгляды одноклассников каждый раз, когда дежурный учитель делает ей замечание.

Анализ:

Антецедент: замечание учителя.                                                                                  Поведение: разворачивается и уходит.                                                                     Последствие : уклонение ученицы К. от «нравоучений» дежурного учителя и «признание» одноклассников.

Решение:

Мы должны сделать неприемлемое поведение невыгодным для ученицы, то есть, «нравоучения» должны быть ею прослушаны и одноклассники должны ее пожалеть. Для этого директор вызывает ученицу в кабинет для разговора, дежурный учитель озвучивает замечание и ожидает ответа/извинения, одноклассники жалеют ее, что никак не вяжется с образом «героя дня». В следующий раз в подобной ситуации ученица, скорее всего, изменит поведение, не жалая вызвать «неприятные» последствия.

С другими примерами вы познакомитесь в статьях : Примеры модификации поведения отдельного ученика. Примеры модификации поведения группы детей. Примеры модификации поведения класса.

Вопрос о модификации не будет законченным, если я не скажу  о главном, с моей точки зрения, принципе использования этого метода работы с детьми. Пожалуйста, прочитайте и  запомните: используя методы модификации поведения ребенка, мы НЕ модифицируем личность, мы модифицируем поведение личности. Наша цель — НЕ «исправить» ученика/ученицу, а исправить его/ее неприемлемое поведение, и мы должны быть уверены, что эти изменения будут ему/ей не во вред.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: