Что такое Прикладной Анализ Поведения (АВА) ?

Прикладной Анализ Поведения, или АВА (Applied Behavioural Analysis ) – это наука, которая занимается изучением вопросов анализа и модификации поведения. В АВА поведение – это любое действие человека (или животного), которое доступно для непосредственного наблюдения и измерения. Давайте рассмотрим два примера:
Пример 1: Ученик А. задумал сорвать учебный процесс.
Пример 2: Ученик Б. разговаривал пять минут с соседом по парте, два раза вставал из-за стола, вышел из класса за пять минут до окончания урока.
В первом случае, мы не можем говорить о поведении (с точки зрения АВА). Во-первых, потому что мы не можем наблюдать мысли ученика (может, он задумал что-то другое); во-вторых, мы не можем мысли измерить. Учитель не может наказать ученика только за то, что учителю показалось, что ученик задумал сорвать урок.
Во втором случае, мы наблюдаем поведение: «разговаривал», «вставал», «вышел из класса». Мы можем измерить поведение: «пять минут», «два раза», «за пять минут до…».Это поведение, над которым мы можем работать, которое мы можем изменить, используя методы АВА, не используя наказания (хотя наказание тоже является одним из методов модификации поведения).
Методы АВА используются для модификации поведения индивидуума через манипулирование предметами или событиями в окружающей его среде, создавая мотивацию для выбора им «приемлемого» поведения и делая выбор «неприемлемого» поведения не выгодным для него.
Основателем АВА по праву считают Берреса Фредерика Скиннера (20.03.1904 – 18.08.1990). В.Ф. Скиннер первым употребил термин «поведенческий анализ» и поставил его во главу изучения АВА, считая, что поведение имеет право быть самостоятельным объектом изучения, а не только являться составной частью изучения мыслительных процессов, работы мозга или психики человека. Скиннер предложил оставить изучение «концепции сознания» философам, а науке АВА сфокусировать внимание на поведении, как объекте изучения.
Когда пишут о науке АВА, отмечают, что большое влияние на создание теории Скиннера оказали эксперименты Ивана Павлова и открытие им явления, названного «классическим обусловливанием»(условный рефлекс). Следуя ему, Скиннер разработал , так называемое, «оперантное обусловливание» (если какое-то действие помогает нам в достижении цели, оно скорее всего будет нами использовано повторно в подобной же ситуации, при попытке достичь подобной же цели).
В современной литературе термин АВА чаще всего упоминается в связи с терапевтическим обучением детей с диагнозом аутизм. Тем не менее, я считаю необходимым уточнить, что методы АВА применяются не только в терапевтических целях, но так же и в процессе обучения детей с проблемами в поведении, в целях улучшения дисциплины в учебном коллективе, в процессе освоения учениками новых навыков, например, в работе над навыком правописания и так далее.
Заинтересованные в вопросах истории бихевиоризма ( течения в истории психологии, которое считает, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение), найдут много критических статей, не согласных с теорией Скиннера. Критика, в частности, относится к «теория научения», которая отлична от известных нам педагогических понятий обучения, образования и воспитания. И, тем не менее, именно правильное научение, как освоение учеником базовых навыков , приводит к успешному обучающему процессу и достижению учителем воспитательных целей. Именно с этой точки зрения, я предлагаю рассматривать использование методов АВА в процессе школьного урока.
В последнее время, мы много говорим об инклюзивном образовании для детей с особыми потребностями. Я не буду рассматривать вопрос о том, готовы ли наше общество и школы к этому. Я остановлюсь на роли учителя. Именно учитель является ответственным за все, что происходит в классе. Именно учитель является ответственным за всех учеников. Готов ли учитель?
В школах Канады, в классах, где интегрированы ученики с особыми потребностями, кроме учителя, работает еще и образовательный ассистент – ЕА, или Educational Assistant. Роль ЕА заключается в обеспечении безопасности отдельного ученика (интегрированного в класс) и в оказании помощи академического и социального направления. Я приведу пример: в классе 20 учеников, один из которых имеет диагноз- синдром Аспергера. Ему труднее, чем остальным сосредоточиться на работе, он не может сидеть спокойно более десяти минут и, если расстраивается, разбрасывает предметы вокруг себя. В данной ситуации, чтобы обеспечить успешный учебный процесс, и учителю и ассистенту необходимы первоначальные знания АВА.
В наших школах, на начальном этапе введения инклюзивного образования , трудно рассчитывать на дополнительную единицу работника образования в отдельно взятом классе. Поэтому вся работа ложится на плечи одного учителя. Знание методов Прикладного Анализа Поведения, умение модифицировать поведение учащихся с целью обеспечить успешный учебный процесс и при этом сохранить позитивный настрой, — вот основа, на которой может строиться идея инклюзивного образования в нашем обществе.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: