ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА. ЧАСТЬ2.

 

(Подкрепление. Функции Поведения.)

И, наконец, время настало поговорить о подкреплении. Подкрепление или reinforcement – это один из основных принципов, который лежит в основе использования методов АВА. Я привожу слово по английски по причине того, что в разных публикациях вы встретите разные переводы. Мне пришлось перечитать множество статей, прежде, чем я решила использовать этот перевод. На мой взгляд «усиление» или «усилитель» более точно отражают суть явления. Но выбор был сделан в пользу слова «подкрепление» потому, что статьи и публикации по психологии на русском языке, а АВА является отраслью психологической науки, используют именно «подкрепление», когда речь идет о том, что все, что происходит после проявления поведения и увеличивает вероятность проявления подобного поведения в будущем, является подкреплением этого поведения.

Итак, подкрепление – это последствие. Последствие, которое увеличивает вероятность проявления навыка или поведения в будущем. Обратите внимание, не всякое последствие может выступать в роли подкрепления. Подкрепление – это только то последствие, которое влияет на увеличение вероятности проявления поведения в будущем. Приведу пример: Работая над навыком ученика поднимать руку и не выкрикивать ответ с места, вы, каждый раз, когда ученик проявляет целевое поведение (поднимает руку для ответа) награждаете его красочной наклейкой. Награда (наклейка) подкрепляет желаемое поведение и увеличивает вероятность того, что на следующих уроках, ученик скорее всего будет поднимать руку, когда захочет ответить.

Другой пример: Работая над навыком ученика поднимать руку и не выкрикивать ответ с места, вы, каждый раз, когда ученик проявляет целевое поведение (поднимает руку для ответа) ставите галочку в его дневник и в конце урока хвалите его: «Вот сколько «галочек» ты сегодня заработал, молодец!». Похвала, в данном случае, может стать подкреплением поведения ученика, если она для него важна. В начальной школе авторитет учителя очень высок, и похвала учителя – весомая награда. В средней школе учащиеся могут быть польщены похвалой учителя, но не обязательно будут стараться ее заслужить на последующих уроках. Таким образом, похвала не обязательно станет подкреплением желаемого поведения.

Конечно, это только пример. Очень много зависит от авторитета учителя и готовности класса следовать его инструкциям. Я только добавлю: если вы решаете ввести систему подкреплений в вашем классе, то подкрепление должно быть значимым для учащихся и подкреплять необходимо конкретное, желаемое (вами) поведение, только то поведение, которое вы хотели бы видеть.

Есть много техник и стратегий, как работать над навыком ученика с помощью подкрепления, как и в какой степени уменьшать силу подкрепления в процессе освоения учеником навыка поведения. О некоторых из них я расскажу в этой статье. Есть два пути подкрепления поведения: позитивное подкрепление (вы предоставляете объект или занятие) и негативное подкрепление (вы удаляете объект или отменяете занятие).

В данном контексте слова «позитивный» и «негативный» не несут обычной смысловой нагрузки и не однозначны словам «положительный, хороший» или «отрицательный,  плохой». Позитивное подкрепление — это, когда что-то добавляется в окружающей среде ученика/ов: «Вы отлично поработали, давайте в субботу проведем чаепитие!», («чаепитие» подкрепляет поведение «поработали»). «Ты хорошо справился с заданием, вот тебе награда— автоматический карандаш!»(«карандаш» подкрепляет поведение «справился»).

Соответственно, негативное подкрепление – это когда что-то неприятное удаляется из окружающей среды ученика/ов: ученик начинает плакать и бить себя по лбу, когда учитель просит его сесть и начать работать над котрольной – в итоге, ученик отправлен к завучу. Поведение: нанесение учеником ударов по голове. Последствие : «неприятное» занятие, контрольная, удалено из окружающей среды ученика. Последствие — негативное подкрепление его поведения. Негативное – потому что что-то неприятное прекратилось, подкрепление – потому что подкрепило его поведение, повышая вероятность проявления такого же поведения в будущем, в подобной же ситуации,  для достижения такой же цели.

Может ли негативное подкрепление подкрепить желаемое нами поведение. Да, может, вот пример. Ученик не хочет работать над заданием из восьми примеров и готов устроить истерику. Допустите, что ему это действительно трудно: сидеть неопределенное время и выполнять задания, которые ему непосильны, а потому не приведут к получению одобрения учителя и положительной оценке. Закройте листком бумаги пять примеров и скажите: «Саша, я хочу, чтобы ты выполнил только три примера». Вы должны быть уверены, что ученик справится с заданием и, как только три примера будут выполнены, уберите задание из поля зрения ученика. Далее можно сказать: «Прекрасно, ты справился с заданием, теперь ты можешь поработать на компьютере (вариант: почитать книгу, сходить попить воды). Поведение здесь: выполнение трех примеров. Подкрепление поведения: прекращение «неприятного» занятия, работы над примерами, что и есть «негативное подкрепление». Вполне вероятно, что в следующий раз Саша с радостью согласится выполнить четыре примера.

Подкрепление бывает двух типов: первичные подкрепления и вторичные. К первичным относятся  напитки, еда, сон – то, что является биологически важным для организма человека. Ко вторичным — улыбка, рукопожатие, объятия, объекты, — то, что в любой другой ситуации может иметь нейтральное значение, но в данной, особой ситуации несет подкрепляющее значение. Первичные подкрепители могут быть использованы в работе с детьми в раннем возрасте или с детьми с особыми потребностями, например: при работе над развитием речи.

Виды подкрепления: съедобные (чипсы), сенсорные (прослушивание музыки), натуральные (участие в игре), материальные (наклейки), обобщающие (баллы, жетоны), социальные (улыбка, похвала).

Я предвижу «коварный» вопрос о том, не пытаемся ли мы «дать» ученику «взятку» за то, чтобы он сделал то, что мы хотим. Отвечу: нет. Взятка – это сумма денег или дорогой подарок предлагаемый или требуемый в ответ на предоставление услуги. Здесь есть предварительная договоренность. Подкрепление не предполагает предоставления вам услуги со стороны ученика.

Время перейти к вопросу о функциях поведения. Любое поведение имеет видимую или невидимую причину. Когда мы, анализируя поведение, хотим определить что лежит в основе его проявления, мы, по сути, пытаемся определить функцию поведения. Другими словами, любое поведение служит какой-либо функции. Например: как только учитель заходит в класс, ученик Д. задает вопросы, просит передать ручку, комментирует или просто повторяет слова учителя и, в итоге, получает замечание и успокаивается. Здесь, поведение (задает вопросы, просит ручку, комментирует, повторяет слова) имеет антецедент (появление учителя) и последствие (замечание/внимание учителя). Функция данного поведения – получить внимание учителя. Помните пример 3 в первой части этой статьи? Я напомню: Ученик Л. постукивает линейкой по парте, не реагирует на замечания учителя, и в итоге — выставлен за дверь. Поведение ученика Л. (постукивает линейкой, не реагирует на замечания) имеет антецедент(начало опроса домашнего задания) и последствие (удаление из класса).Функция данного поведения избежать опроса домашнего задания.

Разрешите мне, прежде, чем я продолжу разговор о функциях, детально рассмотреть поведение «не реагирует». Поведение «не реагирует» трудно наблюдать или измерить. Будет более правильнее, с точки зрения АВА, показать, к а к ученик не реагирует. А именно: не смотрит на учителя, когда учитель к нему обращается; не отвечает на вопрос учителя, когда учитель задает вопрос; не выполняет инструкцию учителя положить линейку в портфель, продолжает производить шум линейкой.

Вернемся к разговору о функциях поведения. Вы справедливо спросите, как определить функцию поведения? И не поверите, как это кратко и просто, незамысловато и легко для использования. Любое поведение служит одной из функций: получить что-либо или избежать чего-либо. Вот так: получить или избежать.

Раймонд Г. Мильтенбергер в книге  «Модификация поведения: принципы и методы» (Miltenberger, R.G. (2004). Behavior Modification: Principles and Procedures (Third Edition) рассматривает следующие типы функций поведения.

Социальное позитивное подкрепление – как предоставление позитивного последствия со стороны другой личности (поэтому — социальное) после проявления поведения. Примером может служить получение внимания, получение доступа к занятию или объекту.

Социальное негативное подкрепление – как прекращение со стороны другой личности неприятных последствий (общения, задания или занятия) после проявления поведения. Примером может служить прекращение урока, если ребенок ударяется головой, когда его попросили выполнить задание. Или переход улицы в неположенном месте, чтобы избежать встречи с обидчиками.

Автоматическое позитивное подкрепление – как получение чего-либо, не связанное с участием  другой личности (поэтому — автоматическое). Например, накручивание волос на пальцы, прокрутка объектов, постукивание пальцами (получение сенсорного удовлетворения).

Автоматическое негативное подкрепление – как удаление или прекращение чего-либо неприятного, не связанное с другой личностью. Примером может быть принятие таблеток от головной боли, открытие окна в машине в жаркий день, прикладывание компресса с холодной водой  на обожженную часть руки.

Х. Майкл Дэй (H. Michel Day) в своей статье «Несколько функций проблемного поведения:  оценка и интервенция» (Multiple Functions of Problem Behaviors: Assesment and Intervention) говорит о том, что поведение может быть мультифункциональным. Другими словами, одно проявление поведения может служить нескольким функциям. Он приводит пример проявления агрессивного поведения. В одной ситуации такое поведение служит функции получения внимания (позитивное подкрепление), в другой ситуации может служить функции уклониться от выполнения обязанностей.(негативное подкрепление).

Итак: функция  поведения ученика– это последствие, к которому стремится ученик. (Маша вертится и выкрикивает ответы с места, стремится получить внимание учителя).

Последствие – это подкрепление ее поведения. (варианты подкрепления: молодец, Маша; правильно, Маша; Маша, не выкрикивай с места; перестань вертеться, Маша; Маша, я тебя накажу). Пока учитель будет продолжать подкреплять ее неприемлемое поведение, поведение будет продолжаться — Маша будет вертеться и выкрикивать.

Если мы сумеем манипулировать последствием, мы сможем изменить поведение, причем так, что ученица захочет изменить поведение сама, новое поведение будет выгодным для нее, желаемым, прежде всего потому, что новое поведение будет служить прежней функции.

Маша стремиться получить внимание учителя. Учитель не подкрепляет ее «неправильное» поведение, игнорируя ее выкрики с места, обращая внимание на других учеников. Поведение не приводит к желаемому ученицей последствию, Маша видит, что ее поведение не приводит к желаемой цели и замолкает на минуту. Тут учитель и обращает на нее внимание, подкрепляя ее «правильное» поведение каждый раз, когда оно приемлемо с точки зрения учителя (вариант подкрепления: мне нравится, как Маша внимательно слушает соклассников; мне нравиться, что Маша поднимает руку; да, Маша, твоя очередь отвечать; посмотрите, как Маша правильно заметила; с такими учениками, как Маша, приятно работать).

Новое поведение Маши служит той же функции (внимание), подкрепляется учителем, что повышает вероятность того, что Маша будет выбирать этот тип поведения в будущем.

Реклама

3 комментария

  1. Zukhra Q. said,

    Апрель 28, 2012 в 10:21 пп

    Использованная литература для написания статьи может быть выслана на ваш емейл по требованию. Зухра Измайлова Qamar

    • Ирина said,

      Ноябрь 11, 2014 в 10:35 дп

      Замечательная статья! Спасибо! Хотелось бы получить список литературы.

      • Zukhra Q. said,

        Ноябрь 11, 2014 в 4:00 пп

        оставьте свой емейл пожалуйста


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: