МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИКА.

 

 

В этой статье мне хотелось бы показать, как учитель может использовать методы АВА для работы над проблемным поведением отдельного ученика. Для анализа поведения  и его модификации я предлагаю план, состоящий из 6 пунктов. Это план составлен мной на основе пяти ступеней, предложенных Управлением образования Онтарио в документе «Эффективные образовательные стратегии для студентов спектра аутичных расстройств» (Effective Educational Practices for Students with Autism Spectrum Disorders).

1. Дайте определение проблемному поведению и определение  поведению, которое вы хотели бы видеть. Помните, что приемлемое, с вашей точки зрения, поведение должно служить той же функции, что и неприемлемое.

Определение поведения должно быть кратким и должно отражать только то, что мы можем видеть и слышать. Давая определение поведению, старайтесь избегать рассуждений почему поведение происходит, как бы вы хотели его изменить, избегайте описания деталей, которые не могут быть услышаны или увидены вами. Вы можете использовать в описании поведения ответы на вопросы: Что? Где? Как? Правильное определение будет состоять из пяти- семи коротких предложений.

2.  Cбор и Анализ данных и разработка гипотезы о возможных функциях проблемного поведения.

Учитель может делать заметки (сбор данных), например: в какое время дня наблюдается проявление проблемного поведения. Анализируя данные наблюдения, вы можете попробовать ответить на вопросы: является ли поведение необычным,  как часто оно проявляется, в какое время дня обычно наблюдается чаще всего, что является антецедентом и каковы последствия поведения, какой функции служит проблемное поведение?

3. Манипуляция Антецедентом и Последствиями для проверки гипотезы о функции поведения.(Функциональный анализ).

Если вы наблюдаете проблемное поведение учащегося  в классе и предполагаете, что антецедентом является непосильное по выполнению задание, попробуйте изменить сложность задания. Помните, что многие учащиеся выбирают проблемное поведение, следуя подсознательно простому правилу: лучше быть хулиганом, чем прослыть глупым.

 

4. Разработка плана поддержки желаемого поведения и устранения нежелаемого поведения. Альтернативное поведение.

 

Разработайте план поддержки приемлемого поведения, когда определите функцию проблемного. В вашем плане проблемное поведение должно быть заменено приемлемым поведением. Ключевой момент: оно (желаемое поведение) должно служить той же функции, что и проблемное. Если ученик не может сидеть более пятнадцати минут спокойно и начинает вертеться и разговаривать (функция: избежать работы) , предложите ему сделать перерыв, прогуляться по коридору и вернуться к работе над заданием. Прогулка , перерыв служат той же функции «избежать задания», но являются приемлемым поведением и заменяют проблемное. Помните, ваше предложение сделать перерыв не должно звучать, как наказание и должно быть оговорено с администрацей. В младших классах такому ребенку-непоседе можно предложить отнести завучу список отсутствующих в классе или «важный» документ директору. Не забудьте похвалить ученика за выполненное задание и показать, что вы цените его готовность вам помочь.

 

5. Уменьшение (фединг) подсказок и работа над развитием самостоятельности.

 

Работа над проблемным поведением предполагает, что вы учите ребенка, как заменить неприемлемое поведение на приемлемое в обществе. В идеале, ваш ученик через определенное время должен быть способен делать правильный выбор поведения самостоятельно. И, если он/она на первом этапе нуждается в постоянных подсказках, то это понятно. Если же он/она нуждается в вашей помощи спустя, предположим, два месяца, то это уже настораживает. Меньше всего вы хотели бы, что бы ребенок стал «зависимым» от ваших подсказок. Поэтому вам надо помнить, что подсказки надо постепенно «ослаблять». Иногда, слова можно заменить жестом, взглядом. Иногда – вопросом. Ниже я расскажу, как уменьшать подсказку на примере работы с ученицей с диагнозом аутизм, интегрированной в обыкновенный класс.

 

 

6. Наблюдение и разработка альтернативных стратегий. (Запасной план)

 

Довольно часто бывает, что хорошо, казалось бы, продуманный план не работает. Антецедент определен, функция поведения предельно ясна, план замены проблемного поведения написан, но что-то в этой цепочке не работает. Вы продолжаете наблюдать проявления проблемного поведения в классе. Нам надо помнить, что план работы на проблемным поведением должен состовляться строго индивидуально. То есть, однажды составленный вами план нельзя применять снова  и снова к разным по характеру и предпочтению учащимся. Так, например, Петя любит читать. И десятиминутный перерыв с книгой на задней парте позволяет ему вернуться к работе на решением задач по математике. Маше читать не нравится, ей нравится играть с первоклассниками. Вы можете внести в план работы над Машиным поведением список альтернативных типов поведения, например: помочь учителю младших классов собрать малышей на прогулку. В список могут войти и другие альтернативы проблемному поведению: почитать книгу, набрать текст на компьютере, помочь учителю первоклассников подготовить материал.

Прежде, чем я покажу на примере, как работать с этим планом, я хочу предупредить, что работая над изменение поведения, надо помнить, что мы работаем над одним поедением в одно время. Это кажется просто только на словах. Вот пример.

Маша учится в первом классе. Она часто толкает соклассников без видимой на то причины. Во время работы в кругу учащихся на коврике на занятиях иностранного языка, она начинает пинать соседей справа и слева минут через десять после начала занятия. Во время работы с бумагой, ножницами и клеем, она постоянно пробует клей на вкус.

1. Я рассматриваю только одно проблемное поведение: Во время работы в кругу учащихся на коврике, она начинает пинать соседей справа и слева минут через десять после начала занятия. Определение проблемного поведения: Маша сидит на коврике «по-турецки» на уроке иностраннного языка. Маша начинает толкать и пинать учащихся, сидящих слева и справа от нее через десять минут после начала занятия. Антецедент  — десятиминутное сидение без движения. Последствия: физическая «разрядка» и получение внимания учителя. Определение приемлемого поведения: Маша сидит на коврике «по-турецки», через восемь минут после начала занятия Маша поднимает руку и смотрит на учителя иностранного языка. Учитель обращается к Маше с вопросом: «Маша, ты хочешь что-то спросить?» Маша просит разрешения выйти из класса попить воды.

2. Сбор и анализ данных. Если вышеназванное поведение ученицы произошло лишь однажды, оно не является проблемным. Если учитель наблюдает (собирает данные) это поведение несколько раз, например: четыре раза в неделю, в течение трех недель, Маша на уроке иностранного языка пинает соклассников – то это поведение нуждается в модификации. Гипотеза о функции поведения: избежать занятие (Маше трудно сосредоточиться на предмете более десяти минут, ей нужет физический перерыв) и получить внимание учителя.

3. Чтобы проверить гипотезу о необходимости перерыва, классный руководитель может попросить учителя иностранного языка позволить Маше помочь классному руководителю отнести тетради в учительскую. Если по возвращении Маша способна сосредоточиться на занятии следующие десять минут, ей, возможно, действительно нужно было просто сделать перерыв.

4. В магазинах сегодня продаются разного рода «таймеры» — часы, на которых легко определить время даже детям, не умеющим еще читать и писать. Если есть возможность, учитель  запрограммирует таймер на восемь минут. По истечении времени таймер издаст  звук, который и станет сигналом для Маши поднять руку. В первое время учитель может сказать Маше негромко: «Подними руку», «Попроси разрешения выйти» — подсказки к действию. Учитель иностранного языка даст разрешение и Маша выйдет на небольшой, от трех до пяти минут, перерыв.

5. Фединг (стирание, уменьшение) подсказки может выглядеть следующим образом. Когда раздастся сигнал таймера, учитель, который со временем удаляется дальше и дальше, просто поднимает руку, показывая жестом, что должна сделать Маша. Дальше по плану: Маша поднимает руку, спрашивает разрешения и выходит на перерыв. Если случается, что Маша забывает, что она должна сделать по сигналу таймера, учитель может подсказать: «Маша, что ты должна сейчас сделать»? Со временем Маша уже без подсказки поднимает руку по сигнулу таймера. Кстати, учитель может манипулировать временем, увеличивая его постепенно с восьми минут до пятнадцати. Наступит время, когда Маша будет способна сидеть весь урок, сосредоточившись на занятии, но, если ей понадобиться перерыв, она должна будет самостоятельно выбрать приемлемый тип  поведения.

6. Вполне вероятно, что однажды Маша скажет: «Я не хочу пить». У учителя должен быть запасной, альтернативный план. Учитель может предложить Маше на выбор несколько вариантов: сделать перерыв, попить воды, сходить в туалет. Если Маша умеет читать, предложенные варианты могут быть написаны на карточке. Если нет, можно использовать символы или картинки.

Результат: Маша получает внимание учителя, используя приемлемый тип поведения – поднимает руку и учитель немедленно обращает внимание, задавая вопрос: «Маша, ты хочешь что-то спросить?» Маша получает перерыв, который необходим ей для уменьшения  мышечной напряженности, что часто встречается у детей с диагнозом аутизм, и это позволяет ей соредоточиться на второй части занятия.

Использованная литература для написания статьи может быть выслана на ваш емейл по требованию. Зухра Измайлова Qamar

Реклама

5 комментариев

  1. Zukhra Q. said,

    Апрель 4, 2012 в 5:19 пп

    Если у вас есть пример поведения, которое вам хотелось бы проанализировать вместе, пишите. Помните, что определение поведения должно быть кратким и должно отражать только то, что мы можем видеть и слышать.

  2. Anna Zorkova said,

    Май 21, 2012 в 12:54 пп

    Я попробую:
    Паше 5 лет, проблемное поведение возникает на занятиях. Во время них ребенок отвлекается от выполнения инструкции или задания — начинает смеяться и произносить ничего не обозначающие слова или фразу, типа «Жирааааф» или «Чистить уууши», в последнее время поведение усилилось — ребенок стал вставать со стула и лезть обниматься или забираться на колени.
    Функция поведения на мой взгляд не одна — это и избегание задания и привлечение внимания педагога (т.е. моего)
    Ранее были предприняты следующие меры:
    1. Сложность заданий или инструкций была уменьшена
    2. задания стали меняться чаще, т.к. поведение наступало примерно через 5-8 минут после начала выполнения задания. Время на выполнение стало по 5 минут, затем задание менялось.
    3. Ненадолго увеличили количество поощрений — помогло дня на 2, затем все вернулось на круги свои (поведение)
    Данные меры помогли на короткий период времени, затем все вернулось и происходит по нарастающей.
    Я неуверенна по поводу функции привлечения внимания — мне она кажется возможной, но непонятной, занятия у нас индивидуальные, все мое внимание посвящено ребенку. С этим у меня вопрос — может ли ребенок хотеть от меня определенного вида общения, например, не просто похвалы, а объятий?
    Есть какие-то еще варианты коррекции данного поведения? Как возможно проверить мою гипотезу в отношении функции привлечения внимания? Как мне вести себя, если я не смогла предупредить поведение и ребенок смеется и лезет обниматься?
    Важно еще отметить, что у ребенка есть любимые задания, во время которых нежелательного поведения нет и ими он может заниматься долго.
    Пока писала сама поняла, что скорее всего следует сделать задания еще легче, но проще по-моему не куда. Верным ли будет шаг избавиться от поведения, давая ребенку только любимые задания или суперпростые инструкции?

  3. Zukhra Q. said,

    Май 27, 2012 в 8:00 дп

    Здравствуйте, Анна.
    Поведение: Паша во время занятия смеется, произносит ничего незначащие фразы, встает, подходит и обнимает педагога.
    Функция : попытки избежать выполнение задания (здесь вы абсолютно правы, добавлю: если поведение продолжается, значит Паше это удается.)
    Ранее предпринятые меры правильные. Почему они не работают? На мой взгляд потому, что вы одновременно работаете над двумя задачами: первая – исправить поведение, вторая – обучить новым навыкам/знаниям. Давайте поставим только одну цель: Паша будет сидеть и «работать» в течение 5 /3/ 2 (выбрать приемлемое) минут не вставая с места.Для этого: задания должны быть интересными для Паши. Задания должны соответствовать его уровню и быть реально выполнимы. Выполнение задания должно подкрепляться очень сильным подкрепителем.
    Если Паша встает и пытается обнять педагога, вы мягко возвращаете его на место и говорите: сначала работа (задание/разукрашивание/счет) – потом Паша обнимет Анну. Возвращать столько раз, сколько понадобиться. Не улыбаться, не обнимать в ответ, не говорить лишних слов. Только одну фразу. (см. выше). На его слова не отвечать («Чистить ушки? Это мама сказала?») Совершенно игнорировать любые слова. Возможно 5 минут – это много. Я бы начала с 2 минут. Хорошо, если есть визуальный «таймер». Потому что для ребенка слова 2 минуты или 5 минут в этом возрасте, ничего не означают. Помните: здесь главное не то, чему вы учите (цифры или буквы), главное, что бы Паша сидел определенное время, за это время выполнил определнную работу (обвел по контуру картинку) и получил вознаграждение.
    Если вы добились результата: Паша сидел 2 минуты не вставая и обвел картинку по контуру – вы говорите: Закончил работу! Молодец! Паша может обнять Анну! – обнимите ребенка, пощекотите, подбросьте, поиграйте – покажите, что вы довольны его послушанием.
    Время, отведенное на задание, увеличивайте постепенно. Задания должны быть выполнимыми. Или усложняйте задания, но тогда не увеличивайте время сидения за столом. Прочитайте мою статью «Обучение без ошибок». Не ждите пока ребенок ошибется, помогите ему быть всегда успешным.
    Перед занятием можно показать карточку «Сначала→ Потом» (см. Раздел «Приемы АВА»). Сначала РАБОТА→Потом МУЛЬТФИЛЬМ. Удачи.

    • Anna Zorkova said,

      Май 27, 2012 в 10:22 дп

      Спасибо Зухра, у меня еще вопрос про карточки сначала-потом, предположим я хочу сделать ребенку визуальное расписание именно занятия. Если ограничения или рекомендации по тому, сколько карточек можно включить в расписание?

  4. Zukhra Q. said,

    Май 27, 2012 в 11:56 дп

    Аня, карточка «сначала- потом» может содержать 2-3 занятия. Надо помнить, что мы ее используем, чтобы показать ребенку, что вот оно, желаемое занятие, не «за горами», а доступно сразу же, после окончания непредпочитаемого занятия. Если же вы хотите визуально отразить распорядок дня или урока, то можно использовать линеечное расположение картинок- занятий. Помните, что картинку надо убирать сразу, как только занятие заканчивается. Я разместила фотографии в разделе «Приемы АВА»


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: