ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕРЕХОДНОГО (ТРАНЗИТНОГО) ПЕРИОДА

Целью плана переходного периода для учащегося с диагнозом аутизм в рамках участия в процессе инклюзивного образования является, прежде всего, подготовка учащегося к предстоящим переменам. Но не стоит забывать, что, так называемый, переходный период, не заканчивается с началом учебного года. Перемены, новшества, неожиданные  (непредвиденные) изменения в ежедневном распорядке дня могут отразиться на поведении ребенка с диагнозом аутизм. Учитель столкнется с криками, плачем, отказом следовать инструкциям, попытками убежать за пределы класса или школы.

С целью предупредить нежелательное поведение я предлагаю ряд мероприятий, которые могут помочь ребенку подготовиться к переменам.

Начало нового учебного года.

-Используйте «социальные истории» — истории в картинках- с добавлением фотографий школы, класса, учителя, будущих соклассников, границ школьного двора, вопросов, типа: что я буду делать, если мне надо пойти в туалет? с подробным перечнем ответов;

-посетите школу заранее, весной или летом, когда в школе немного посетителей, покажите класс, парту ученика с его именем на ней, туалетную комнату, школьный двор; позвольте ученику потрогать, пощупать, понюхать, если ему это необходимо для ознакомления с новым предметом в его жизни, позвольте ему поиграть в классе, постарайтесь сделать так, чтобы ему хотелось вернуться в класс снова. Обратите внимание на то, что именно привлекает его в классе, это может в последующем стать хорошим подкреплением желаемого поведения;

-поговорите с учителем, моделируйте разговор (Учитель: здравствуй, Саша. Мама: Саша говорит: Здравствуйте, Мария Ивановна. Саша: Здравствуйте…)

-покажите, что вам нравиться находиться в школе, проявляйте неподдельный интерес и восторг, откажитесь от негативных комментариев (о! Уже август, а школа не покрашена!)

-играйте на школьном дворе, несколько раз в неделю, если есть возможность, напоминайте о границах школьного двора (все детки играют здесь и никто не уходит со двора без разрешения учителя);

-когда ребенок начнет ходить в школу, попросите разрешения посетить школу с ребенком и попросите его показать вам класс, школу, любимые занятия и т.д. как, если бы вы ничего он ней (школе) не знали. Дайте ребенку почувствовать гордость и радость от того, что он способен показать вам е г о школу;

-постарайтесь, чтобы его первая неделя в школе стала наиболее интересной и запоминающейся ;

-не перестарайтесь :), а это значит подготовьте план и распорядок первой недели, не перегрузите его событиями, помните, при всей новизне события, оно должно быть предсказуемым для ребенка;

-запланируйте перерывы. Если ребенок не может сидеть дома за одним занятием спокойно более 10 минут, не ожидайте, что он будет сидеть 40 минут за партой спокойно, без попыток избежать занятия.

-если есть возможность, забирайте ребенка в первые дни до окончания уроков, когда ребенок еще не сильно устал и в коридорах нет шума и давки, характерных для окончания школьного дня.

Переход от одного вида деятельности к другому.

— познакомьте ученика с ежедневным распорядком (каждый вид деятельности может быть напечатан на отдельном листе цветной бумаги и ламинирован );

-убедитесь, что ребенок понял (услышал,увидел, прочитал) ваше сообщение о переменах в распорядке дня (каждый понедельник у нас физкультура в спортзале, НО сегодня спортзал закрыт. СЕГОДНЯ физкультуры не будет. ВМЕСТО физкультуры мы будем ИГРАТЬ на школьном дворе);

-используйте карточку «Сначала→ Потом» (визуальная подсказка);

-предупреждайте о перемене деятельности за 5 минут (Саша, еще пять минут играем, потом у нас Математика);

-подкрепляйте послушание вербально -словами-(Таня, мне нравится как ты быстро убрала игрушки);

-подкрепляйте поведение «материально» (Мне понравилось, как ты быстро села за парту – вот тебе наклейка);

-представляя новый вид деятельности, сделайте так, чтобы ваши слова звучали захватывюще, с интересом (у нас сейчас математика, ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО мы будем делать? МЫ БУДЕМ ИСКАТЬ КЛАД!);

-придумайте легкие для запоминания стихи или песни, которые вы можете напевать перед сменой деятельности.(Прозвенел опять звонок – начинается урок. Поучусь читать-писать, и опять пойду играть!)

Переход из одной классной комнаты в другую.

-используйте те же приемы, что описаны выше;

-держите подкрепители в поле зрения ребенка, покажите, чте вы готовы подкрепить послушание (построиться в колонну, не бежать по коридору, следовать за учителем и т.д.);

-если это не самое любимое занятие ученика, например, урок иностранного языка, скажите ему, что будет после этого урока (у нас сейчас английский язык, А ПОСЛЕ УРОКА, мы пойдем во двор качаться на качелях);

Практика организованного выхода из школьного здания в случае пожара или других причин.

-Объясните доступными словами что такое практика и для чего школьникам надо в ней участвовать;

-используйте заранее подготовленные картинки и расположите их в определенном порядке: звонок→ построение→ класс идет к выходу→ построение на школьном дворе→перекличка→возвращение в школу→ продолжение уроков;

-если это практика в рамках школы и вы знаете о времени ее проведения заранее, то предупредите ученика с диагнозом аутизм за пять минут до ее начала, будьте рядом с ним все это время, сохраняйте спокойствие, не суетитесь и не повышайте голос, если есть необходимость держите ребенка за руку;

-помните, что в любой экстренной ситуации, ребенок должен знать, глядя на вас: вы держите ситуацию под контролем;

-можно использовать наушники, если ребенок чувствителен к громким звукам;

-используйте, так называемые, «социальные истории» — истории о предстоящем событии в картинках, могут быть прочитаны ребенку за несколько дней до подобной практики;

 

Реклама

1 комментарий

  1. Л.Н. said,

    Май 19, 2012 в 3:43 пп

    Спасибо! Только с американской дотошностью можно было предусмотреть такие пункты как переход из одной классной комнаты в другую и практику по эвакуации в случае пожара или другого экстрима. Я бы точно эти моменты выпустила из виду:)


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: