РЕБЕНОК ТОЛКАЕТ (2)…Ответ на вопрос.

Мы рассматриваем поведение ребенка  -« толкает других детей, если они не дают ему игрушку».

  1. Причина поведения вами указана – желание получить игрушку.
  2. Альтернативные (приемлемые) формы поведения для достижения цели (получение игрушки) ребенку вами предложены- Он умеет просить, дожидается ответа ребенка.
  3. Проблема заключается в том, что ребенок не знает ЧТО делать, когда получает отказ , поэтому при отказе начинает толкать другого ребенка и забирать игрушку.
  4. Вы поступаете верно, пробуя научить ребенка ждать- С грехом пополам научился ждать когда ребенок поиграет сам и даст ему, но все это время ничем не занимается. Вот здесь я бы посоветовала поработать над навыком ожидания в отдельной ситуации с подготовленным партнером (бабушкой, тетей, ребенком: брат, сестра, ребенок друзей). Как это сделать?

5. –дайте ребенку очень «хорошую» игрушку. Под «хорошей» игрушкой я подразумеваю сильный подкрепитель, может быть игрушка или любой другой предмет, то, с  чем ребенку хочется играть, что он не хочет делить ни с кем, и, что не является доступным для него в любое другое время.

— попросите ребенка дать вам игрушку «я только посмотрю» и взяв, если ребенок не возражает, скажите: «красивая игрушка» и сразу же отдайте ее ребенку «спасибо».

Постепенно, увеличивайте время от двух секунд до тридцати. (вы можете рассматривая игрушку, хвалить ее достоинства: цвет, батарейки, звук), но непременно она должна быть возвращена ребенку,можно попросить ребенка повторить: «мама, дай мне мою игрушку».

-Когда ребенок чувствует себя комфортно в такой ситуации, попросите бабушку или других членов семьи участвовать в подобной, смоделированной вами ситуации. Многие дети с аутизмом охотно делятся со взрослыми, но не желают делиться с ровесниками. Поэтому переход  к участию детей надо делать очень осторожно. Ребенок, которого вы просите «помочь вам показать Саше, что делиться хорошо» должен быть старше вашего ребенка и должен понимать, что он вам помогает. Постепенно можно перенести ситуацию на игровую площадку (генерализация навыка). Поймите меня правильно, когда я говорю «на игровую площадку» я не имею ввиду, что предыдущие «пробы» должны происходить только в комнате. Под «игровой площадкой» я подразумеваю, что вы выходите за пределы подготовленной ситуации, и пробуете использовать навык с неподготовленными заранее детьми.

6. Что делать, если ребенок  только смотрит на игрушку и поднывает? В подобной ситуации, если игрушка/предмет/занятие не доступы сразу, как только ребенок попросил (ведь  в смоделированной вами ситуации, он всегда получал игрушку практически сразу) я могу предложить две стратегии: первая заключается в том, что вы заполняете ожидание чем-то очень интересным для ребенка. «Пока ты ждешь, мы можем покачаться на качелях», «пока ты ждешь, мы можем послушать музыку на моем телефоне», «пока ты ждешь, мы можем купить мореженое в киоске» и т.д. Вторая стратегия более сложная и ребенок должен знать, что вы и он делаете и с какой целью. На ламинированном листе бумаги с «липучками» ребенок собирает жетоны, как поощрение умения ожидать своей очереди играть. Когда ребенок набирает 5 из возможных 5 жетонов, вы, в качестве награды, предоставляете ему подкрепитель (что-то очень важное, интересное, недоступное в любое другое время). Помните, что подкрепитель должен быть доступен сразу же, в тот момент, когда пятый жетон «занял» свое место на бумаге.

7. И последнее:  Делает так только в присутствии меня или мамы, т.е. под контролем, в садике толкает детей, может даже стукнуть ребенка рукой по спине. Обучение новым навыкам занимает много времени: дни, недели, месяцы… Вы, как мама, делаете, на мой взгляд, отличную работу. Просто сейчас вы и бабушка являетесь тем стимулом, который заставляет ребенка пытаться поступать правильно в согласии с вашими требованиями (вы имеете контроль над подкреплением). Процесс обобщения (генарализации) навыка заключается в том, что он, навык, будет использоваться ребенком и в ваше отсутствие, но со временем. Поговорите с воспитателями в саду, предложите им жетонную систему. Только использование ее должно быть постоянным и подкрепитель, если ребенок его заработал, должен сразу предоставляться. Иначе результата не будет. Пусть воспитатель начнет с трех жетонов, чтобы ребенок видел, что подкрепитель доступен. После подкрепления жетоны убираются с карточки и набор жетонов начинается с самого начала.

8. Пишите, если есть вопросы. Удачи.

Реклама

3 комментария

  1. Anna Zorkova said,

    Май 21, 2012 в 11:55 дп

    Зухра, спасибо))) Извините только, я не представилась сразу, я не родитель, а специалист. Только недавно занялась АВА конкретно, есть еще много пробелов в знаниях. Этого ребенка я обучаю в том числе и игре, поэтому у нас с ним есть много непроработанных моментов. Я поняла в чем были мои ошибки, спасибо еще раз, ваши рекомендации значительно прояснили ситуацию))

  2. Anna Zorkova said,

    Май 21, 2012 в 12:03 пп

    Система токенов у нас кстати введена, я думаю с этим проблем не будет

  3. Zukhra Q. said,

    Май 21, 2012 в 2:34 пп

    Отлично, спасибо за комментарий.:)


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: