АВА В ШКОЛЕ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ АВА В РАБОТЕ С КЛАССОМ)

Когда встает вопрос о модификации поведения группы детей?  Я полагаю, когда в классе вы наблюдаете оппозиционное отношение  к любой инициативе учителя. Ситуация , когда один ученик возражает и активно критикует ваши инициативы, а некоторые учащиеся его активно или пассивно поддерживают, требует разрешения. Подобная ситуация может сложиться в начале года, когда новый классный руководитель принимает класс. Подобная же ситуация может означать своеобразную борьбу за первенство между учителем и одним из учеников, желающим утвердить свой авторитет среди одноклассников. Любой учитель, проработавший два- три года в школе, как правило, уже имеет набор приемов для разрешения подобных проблем. Я просто добавлю, что, если ученик критикует ваши инициативы, передайте инициативу этому ученику. Пыл последнего, обычно, быстро угасает. Здесь у вас есть два пути: первый – вы позволите ученику почувствовать поражение, показывая, что инициатива остается за вами; второй – вы помогаете ученику «выстоять» и довести инициативу до конца, победного. В первом случае – выигрываете вы, во втором – оба: вы и ваш оппонент, что поднимает ваш авторитет в глазах класса.

Случай, который я хочу рассмотреть несколько иной. В классе, в начале года, сформировалась группа ребят. Со стороны, группа выглядела самодостаточной. И социометрический опрос в классе, который мы провели с классным руководителем, это подтвердил. Социометрия показала, что участники этой группы выбирали друг друга, создав замкнутый круг. Тем не менее, они получили много симпатий (выборов) со стороны соклассников, что подтверждало их лидерство в классе. В чем же проблема, спросите вы. Дело в том, что поддерживаемые друг другом, ребята вели себя вызывающе, позволяли себе комментировать и осуждать действия одноклассников.  Классный руководитель без нажима, что было очень важно, планировала работу в классе по группам, как бы невзначай распределяя наших «лидеров» в разные группы. В итоге, в классе повысилась работоспособность в целом и сбалансировались межличностные отношения.

Что же сделала классный руководитель с точки зрения Прикладного Анализа Поведения? Давайте сначала проанализируем ситуацию. Поведение группы: шумное, вызывающее, что выражается в критике и комментариях действий одноклассников. Функция поведения: получить внимание. Последствие поведения: внимание одноклассников. И так по кругу, день ото дня: «Мы громко говорим и смеемся, критикуем других, потому что мы хотим быть в центре внимания и, в итоге, мы наслаждаемся вниманием и восхищением со стороны одноклассников. И, чтобы продлить эти «звездные минуты», мы снова громко говорим и критикуем….» и так без конца. Последствие, получение внимания, подкрепляет поведение и увеличивает вероятность его проявления снова и снова.

Классный руководитель использовала эффективную стратегию, призванную помочь учащимся использовать их лидерские качества на другом, приемлемом , уровне. Назначив их лидерами в разные группы, она не скрывала своих ожиданий, что ребята выполнят работу «на отлично». То есть, она не стала читать ребятам «лекции» о поведении, она ребят не наказала, не пожурила, она переадресовала их стремление к лидерству, перенаправила их усилия к получению внимания. В итоге, функция нового поведения сохранилась: получение внимания. Последствие нового поведения – получение внимания, усилило вероятность того, что новое поведение (работа с разными одноклассниками) повториться в будущем. А вот отсутствие прежнего «товарищеского плеча» привело к тому, что наши «лидеры» стали более сдержаны в своих комментариях действий одноклассников.

Данным примером я хочу обратить ваше внимание на то, что умение показать ученику, или ученикам, альтернативные пути достижения цели, пути, приемлемые в обществе – это одна из задач Учителя, Воспитателя. Поведенческие стратегии АВА призваны помочь предотвратить проблемное поведения учащегося, научить его самостоятельно распозновать использовать другие способы поведения, приемлемые и, в то же время, более эффективные в общении с внешним миром.

Программы АВА известны тем, что разрабатываются индивидуально, на основе анализа собранных данных, анализа гипотез функций проблемного поведения, разработки индивидуального плана по модификации поведения, мониторинга поведения; программы АВА используются так же для работы над навыками, необходимыми ребенку в повседневной жизни  и в участии в образовательном процессе. Как же идеи АВА могут быть использованы в работе учителя с целым классом?

Дело в том, что одним из важных методов Прикладного Анализа Поведения является использование мотивации. «Мотивация», как таковая, не является изобретением или приобретением АВА, как, например, DTT ( обучение  дискретными (отдельными) блоками). Мотивация была, есть и будет независимо от существования АВА или любой другой отрасли психологической науки. То, на что я предлагаю обратить внимание  — это  к а к АВА использует  мотивацию.

В словаре аналитика поведения, использующего методы АВА, есть понятие Establishing Operation,что можно перевести  как «установочные операции», или как установление, создание условий. Другими  словами – это процесс создания условий для мотивации.

Пример: Учитель работает с классом, в котором количество мальчиков преобладает над количеством девочек. Класс шумный и учитель тратит много времени на то, чтобы успокоить класс, добиться внимания учащихся и удержать внимание в течении 30 минут. Учитель предлагает классу своеобразную игру, в процессе которой учащиеся зарабатывают баллы. Разрабатываются условия, на которых класс получает баллы за поднятую руку, вместо выкрикивания ответа с места, за каждый ответ, оцененный учителем на «отлично», за хорошее поведение и дисциплину в классе; в то же время, баллы могут отниматься от набранной суммы, если условия нарушаются. Это называется в АВА « response cost », что можно перевести, как «цена ответа». В данном случае, «цена ответа»,  или «цена непослушания» — это уменьшение колличества набранных баллов, как последствие неприемлемого поведения. Отнимая уже заработанные баллы, вы показываете ребятам, что подобное непослушание к желаемому результату не приведет.

Важно: учащиеся должны знать, когда игра вступает в силу и когда она заканчивается, например: «Мы начнем играть со следующего понедельника и будем зарабатывать баллы в течение четырех недель». Учащиеся должны знать сколько баллов они должны заработать к концу четвертой недели. Учащиеся должны знать, на что эти баллы, в конечном счете, будут обменены. К примеру: «Если мы заработаем четыреста баллов, мы устроим чаепитие в классе». В идеале, учитель должен наглядно показать, как день ото дня меняется ситуация. Это можно нарисовать или написать на доске, или же на отдельном плакате. К слову, если в конце учебного дня вы добавляете баллы к общей сумме, ваши ученики будут следовать вашим правилам на следующий день более охотно. Если вы чувствуете, что надо отнять баллы от общей суммы за неприемлемое поведение, постарайте сделать это в течение дня, а не в конце. Этот прием Роберт Шрамм, сертифицированный аналитик поведения, назвал «учительской аркой» — начало и конец дня ученика должны быть максимально успешными и интересными. Если есть необходимость пожурить или наказать ученика, или класс, сделайте это в середине дня.

Метод, при котором ученик, или класс зарабатывают баллы, с целью обменять их в результате на что-либо ценное, называется в АВА методом «жетонной экономики». В данном случае баллы (жетоны) выступают в роли подкрепителя желаемого поведения класса. Учителю необходимо помнить, что количество баллов должно быть реальным и доступным для учащихся. Чем меньше времени учащимся потребуется для достижения желаемой цифры, тем выше мотивация. Сравните: «Если мы наберем сто баллов к концу второй недели, я организую поход в кино», или «Если мы наберем десять тысяч баллов к концу второй четверти, я организую поход в кино». За это время половина учащихся класса сходят в кинотеатр с родителями и не будут мотивированы зарабатывать баллы для цели, котрую можно достичь не напрягаясь вовсе.

Теперь о цели, или о вознаграждении. Попробуйте ответить себе на вопрос: когда стакан воды для вас важнее и желаннее: в прохладный весенний день на отдыхе в парке или в жаркий, солнечный день, после пятикилометровой пробежки? Мы подошли к вопросу о манипуляции мотивацией. Предмет или занятие, на которое класс может обменять баллы в конечном итоге, должны быть интересны и желаемы, должны быть важны на момент получения. К примеру, вы говорите десятиклассникам : «Как только мы выполним программу сегодняшнего урока, я, в оставшееся до звонка время, почитаю вам книгу». В ответ ваши ученики, в лучшем случае, улыбнуться. Если вы скажете во второй части вашего предложения… «в оставшееся до звонка время, мы можем пойти в компьютерный класс», то ваши ученики постараются закончить работу, как можно скорее. В то же время, ваше предложение прочитать рассказ, или рассказать историю в конце урока, если останется время, будет встречено «на ура», например, второклассниками. Много лет назад, преподавая историю в средней школе № 30 (Семипалатинск), у меня, практически к каждой теме по истории Средних Веков, был подготовлен художественный рассказ. Мои учащиеся знали, что, если мы выполним программу урока без отвлечений на лекции и нравоучения по поводу поведения, я обязательно расскажу интересную историю.  Желательно, чтобы предмет или занятие, которое вы предлагаете в обмен на баллы, не были доступны в повседневной жизни учащихся. Учитель должен стать тем человеком, который может желаемую, но недоступную цель сделать доступной.

Работая с классом в субботней  школе имени Святых Кирилла и Мефодия в городе Оттава, я предложила ученикам третьего класса заработать баллы для проведения Дня пиццы. Это значит, что в этот день мы читаем и пишем тексты только о пицце, решаем задачи только о пицце, и в конце дня заказываем пиццу и сок для всего класса. Цель была успешно достигнута к обоюдному удовольствию. Наша следующая цель: заработать баллы для проведения Какао-дня. Подобные мероприятия учитель должен обсудить с администрацией и родителями то того, как предложит идею учащимся.

В старших классах, с целью организовать класс, добиться целенаправленной учебной деятельности и улучшить поведение можно мотивировать учащихся деньгами. Этот аспект, безусловно, необходимо глубоко проанализировать, выслушать мнение родителей и получить разрешение администрации. Вот, как это сделали мы в восьмом классе Экспериментальной Школы Предпринимателей города Семипалатинска:

В восьмой класс вышеназванной школы принимались учащиеся, окончившие седьмой класс в разных школах города. Все ребята имели хорошие лидерские качества и стремление к учебе. И  именно это создавало трудности для классного руководителя в достижении цели создать единый коллектив на основе единой цели. Мы предложили ребятам игру в «банк». Мы разработали условия, выполняя которые, учащиеся зарабатывали баллы. В список условий входили оценки по предметам и поведению, участие в общественной жизни класса и школы. Каждый учащийся вложил в игру с согласия родителей (мы получили стопроцентное согласие) сто условных единиц. Была определена и максимальная сумма баллов, которую каждый ученик мог набрать за первый семестр и обменять на деньги. Получалось, что тот ученик, который сумеет набрать необходимое количество баллов, получит дополнительные «проценты» и, в итоге, вернет себе первоначальную сумму денег с процентами. Тот, кто наберет меньшее количество баллов, соответственно «потеряет» какой-то процент от первоначальной суммы взноса. Результат игры был положительный. Удивила реакция «проигравших» учеников. Они признали, что старались недостаточно хорошо и получили то, что заслужили.

В заключение о том, какие цели преследует использование метода «жетонной экономики»:

—  помочь учащимся и учителю обсудить и понять уровень и качество требований в классе;

— помочь учителю наглядно показать учащимся, как стремление к соблюдению инструкций учителя ведет к вознаграждению;

-помочь учащимся сплотиться в процессе достижения поставленной цели, научиться распределять силы и оценивать собственные поступки, прислушиваться к мнению соклассников.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: