2. ВСТРЕЧА

Прежде, чем ребенка с аутизмом записывают в подготовительный класс общеобразовательного учреждения, проводится огромный объем работы. Создается специальный комитет, который разрабатывает список специалистов и других участников Плана Переходного Периода, определяя роль каждого.  Под «другими» я подразумеваю не только родителей, но и также няню, если таковая имеет место быть, семейного врача, друзей семьи. Первая встреча учителя с новым учеником может состояться за год и даже за два года до того, как они снова встретятся в учебном классе.

Бэлла.

Мне хотелось ей понравиться… Мне так сильно этого хотелось, что в результате все получилось наоборот. Оглядываясь назад, я понимаю, что мое поведение рассматривалось ею как аверсивное.  (Аверсивный–вызывающий раздражение, дискомфорт или неприятные ощущения).Пришла тетя, вторглась в ее собственное пространство, говорила без умолку и, о, ужас! попыталась пригладить волосы на ее голове. Многие дети с аутизмом испытывают дискомфорт, когда вы касаетесь их волос. Представьте, что у вас волосы растут на голове «на живую», то есть в отстутвие кожи, в обрамлении вен и нервов. Как бы вы поступили, если бы кто-то выше и сильнее вас попытался коснуться ваших волос расческой или рукой. Да? И я тоже… И Бэлла…

Когда ребенок дал мне понять, что дружбы между нами нет и быть не может, я этого не поняла и продолжала упорно насаждать свое присутствие. Если бы только присутствие… Я упорно предлагала девочке требования: сделай то, не далай этого. Даже предложение поиграть с кубиками или почитать книгу звучит в такой ситуации как требование. Тогда мне казалось, что я выполняю свою работу. Сегодня мне стыдно за мое поведение.

Лука.

Родители Луки удивительно тонкие, понимающие, всесторонне образованные люди. Мы вели непринужденную беседу, сплошь состоящую из терминов Прикладного Анализа Поведения. Лука ходил по классу и рассматривал игрушки и учебный материал. Воспользовавшись тем, что в разговор вступил учитель подготовительного класса, я незаметно подошла к Луке и села на коврик, играя с магнитами. Лука оглянулся… потом подошел поближе. Я положила цветные магнитики между ним и мной, и отодвинулась на полметра. Лука начал играть, потом попросил: «дай еще магнит». Я не выдвигала требований, я не вторгалась в его личное пространство. Решение общаться со мной или нет он сделал самостоятельно. Это стало основой наших взаимоотношений. Уже через десять минут он протянул мне руку и попросил пощекотать ее. Указательным и средним пальцами я изобразила «ножки, бегущие по дорожке» и Лука… засмеялся. «Он теперь ваш навеки»,- прокомментировал ситуацию отец мальчика.

Дэн.

Я знала о Дэне достаточно для того, чтобы выработать основные пункты плана работы с ним. Имея информацию о ребенке с аутизмом никогда не думайте, что вы сумеете взять ребенка целиком и исправив все погрешности, вернуть его на место пушистым и готовым к новой жизни. Лучше представьте ребенка в виде желе, которое трудно удержать в руках. Вот вы только что вылепили один навык и взялись за другой. Тут же первый результат вашего труда плавно и неудержимо утекает из ваших рук. Вы пытаетесь сохранить созданную форму, а в это время другой вылепленный вами навык расплывается на глазах.Что делать? Работать над одной задачей в одно время!!!!!

Первое, над чем я решила работать с Дэном, был его визг. По прошлому году я знала, что он визжал много, громко, протяжно. Мы договорились с учителем, что не будем реагировать на визг. Кроме того, будем уделять внимание другим детям, демонстративно отворачиваясь от Дэна, если он визжит. Если он не визжал, он получал наше внимание, похвалу «Мне нравится как Дэн ведет себя сегодня» и подкрепление. Цветная наклейка давалась Дэну со словами. «Мне нравится Дэн, когда он не визжит». Упорство и постоянство, которые мы проявили , позволили мне записать: «С сентября по октябрь Дэн использовал визг для привлечения внимания 3 раза. С октября по июнь Дэн не пытался использовать визг для привлечения внимания». Неприемлемое поведение сошло на нет, не получая подкрепления с нашей стороны.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: