3. С ЧЕГО НАЧАТЬ?(Бэлла)

Очень трудно, должно быть, чувствовать себя уверенно и не предпринимать попыток навязать ребенку своих действий, когда за спиной стоят родители. И даже получив работу в центре, начинающему специалисту кажется, что каждый его шаг оценивается коллегами и, естественно, хочется показать себя с лучшей стороны. Отсюда многие из нас ведут себя по отношению к ребенку агрессивно. Вы, наверное, слышали про термин “pairing” от английского слова “pair” – пара. Не пытайтесь перевести, позвольте мне… “pairing”в том контексте, в котором мы рассматриваем все на страницах этого блога можно перевести, как ассоциация себя (терапевта, учителя, родителя) с безграничным удовольствием, играми, весельем, сладостями. Это первый шаг в установлении контакта с ребенком. Никаких просьб, заданий, требований, угроз. Это одно из условий установления контакта с ребенком. Играйте… не хочет ребенок играть, не заставляйте, а понаблюдайте, чем он готов заняться. Если вы видите, что ребенок чем-то заинтересовался, например, включил воду, добавьте что-нибудь к этому процессу: мыльные пузыри, резиновые игрушки, воздушные шарики. Я, работая с одной девочкой c редким синдромом Ангельмана (Angelman syndrom), наливала воду в раковину и добавляла моющее средство. Когда пены набиралось много, я бросала туда пластмассовые игрушки. Верите? она готова была играть часами. Всегда можно что-нибудь придумать, чтобы «захватить» интерес ребенка. Начинающий терапевт спросит, как много времени надо уделить установлению контакта? Зависит от вас, зависит от ребенка . В вышеупомянутом цетре IBI,инструктор- терапевт Майкл неделю (!) катал мальчика на своих плечах, Чтобы вызвать улыбку, удовольствие от общения при этом не предъявляя никаких требований. Не удивительно, что через неделю Эрик, так звали мальчика, бежал к Майклу с радостью как только заходил в здание центра.

Совсем не так было с Бэллой…На установление контакта с ней у меня ушло довольно много времени. Мне понадобились недели, чтобы узнать, что она любит делать и чем любит заниматься; как я могу использовать ресурсы детского садика в своих интересах, как использовать стратегии для уменьшения проявлений проблемного поведения и предотвращать истерики со слезами, соплями, простите, с раздеванием догола, царапанием и плеванием.  Огромную  помощь оказала мне Сильвия. Сильвия работала консультантом в организации, которая занимается интеграцией детей дошкольного возраста в дошкольные учреждения и приходила раз в две недели.  Именно эта организация (Children Integration Support Services)  и оплачивает часы работы  Программного Ассистента, в обязанности которого входит интеграция и адаптация ребенка с особыми потребностями. Вот два важных приема, которым она меня научила. Когда Бэлла расстраивалась, что часто переходило в крики и плач, Сильвия осторожно обнимала ее со спины, сдавливая мыщцы плеч. Многие дети с аутизмом не любят, когда к ним прикасаются, поэтому надо быть осторжным прежде, чем вы решите применять этот прием.  Как она объяснила мне – сдавливание, как и груз (например от утяжеленного жилета или утяжеленной игрушки) способно снизить уровень мышечного стресса, с которым ребенку трудно совладать. И если ребенок вам доверяет, то он позволит вам помочь ему в работе над снижением стресса. Мне понадобились недели,  прежде чем Бэлла стала приходить ко мне с просьбой обнять ее. Второй прием, который значительно изменил наши с девочкой отношения – это использование стратегии «сначала →потом». Сначала ты съешь печенье→потом мы пойдем в игровую комнату (комната крупной моторики). Физические упражнения, прыжки,  лазание  и др. помогают детям с аутизмом снять напряжение мышц тела. Хорошая пробежка, игра в догонялки, раскачивание на качелях, велосипедные гонки  иногда могут предотвратить очередную истерику. Со временем я выработала несколько вариантов « сначала →потом» и использовала их с бесспорным успехом. Важно помнить, что «сначала» вы должны требовать выполнения непредпочитаемого ребенком занятия (уберем игрушки), «потом» должно следовать любимое, предпочитаемое занятие (видео, компьютер, прогулка).См. статью блога «Маленькие приемы, помогающие решить большие проблемы» от 5 апреля 2012 года, опубликованную в рубрике «Приемы АВА».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: